Требуется ли обоснование цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?


Всоответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ обоснованию подлежит: – начальная (максимальная) цена контракта и – в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При осуществлении закупки у единственного поставщика контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика, при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не требуется. В случае осуществления закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Данные положения не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93. Обязанность обосновать цену контракта также установлена совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» (абзац «и» пп. 2 п. 5 Особенностей): «в столбце 9 – начальная (максимальная) цена контракта (в тыс. рублей). Начальная (максимальная) цена контракта определяется заказчиком в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ». Однако по закупкам по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике указывается только совокупный годовой объем денежных средств, а не цены конкретных закупок. Таким образом, заказчик вправе внутренним локальным актом утвердить порядок обоснования цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком на основании п. 4,5 ч. 1. ст. 93 Закона № 44-ФЗ, но это не является его обязанностью. Вместе с тем рекомендуем всё же такое обоснование делать, так как, например, методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок, утвержденными Коллегией Счётной палаты Российской Федерации от 21.03.2014 № 15К (961), прямо предусмотрено, что завышение цены контракта (по сравнению со среднерыночной) при осуществлении закупки у единственного поставщика (заключение контракта с нарушением Закона № 44-ФЗ) необходимо квалифицировать как неэффективное использование бюджетных средств.